«Девять»: предостережение Бекмамбетова

С 09.09.09 в нашем прокате идет мультфильм «Девять» — полнометражный дебют Шейна Эккера, сделанный под продюсерским руководством Тима Бертона и Тимура Бекмамбетова. Пять лет назад Шейн Эккер нарисовал короткометражку о том, как в странном постапокалиптическом мире живут куклы, сражаются с машинами и освобождают души погибших. Спустя годы продюсер и партнер Тимура Бекмамбетова Джим Лемли посмотрел этот мультфильм и предложил Шейну сделать из него полный метр. Лемли втянул в производство Бекмамбетова, а затем и Тима Бертона, у которого с нашим Тимуром в Голливуде – один агент. В результате из 10 минут история развернулась на полтора часа, куклы заговорили, сражения с машинами приобрели масштаб, а русская версия мультфильма благодаря писателю Дмитрию Глуховскому стала кардинально отличаться от западной.

Накануне общероссийской премьеры Бекмамбетов, Глуховский и озвучивший Девятого персонажа Константин Хабенский представили фильм в Петербурге. Тимур Бекмамбетов охотно общался и произвел впечатление живого, не пафосного и даже стеснительного человека, которому очень нравится рассказывать о своей работе. Константин Хабенский был сдержан и сумрачен, на заданные ему вопросы отвечал лаконично, тихо и с юмором. Дмитрий Глуховский на контрасте балагурил, шутил и подробно разъяснял свою часть работы над мультфильмом.

Премьера состоялась в кинотеатре «Аврора». Перед показом мульта журналистам показали небольшой спектакль с участием настоящих кукол – как позже выяснилось, изготовил их театр «Кукольный формат», организованный сестрой и племянницей Бекмамбетова. Куклы толкнули собравшимся краткое изложение морали мультфильма: как страшно подчиняться машинам и самому превращаться в механизм. Журналистам понравилось и, воодушевившись, они отправились знакомиться с картиной.

Вот такое действо развернулось перед журналистами
премьера

Кукольный Девятый
премьера

«Девять» от Тимуров – история о том, как люди построили искусственный разум и не смогли с ним совладать. Накануне Апокалипсиса Ученый создает девять тряпичных кукол, каждую из которых наделяет частичкой своей души – и после Конца Света именно эти человечки-мешочки должны уничтожить машины и спасти мир. Главная интрига фильма для русских зрителей – адаптация смысла мультфильма под наш менталитет. По словам Бекмамбетова, англоязычная версия более жанровая, где не так подробно и эмоционально рассказана история. «Там история про погони, про монстров, — говорит Тимур. — Наша версия отличается ясностью и глубиной самой драмы».

— Главное различие в том, что мы решили полностью одушевить и очеловечить кукол, — рассказывает Дмитрий Глуховский. — В американской версии эти куклы никогда не были людьми. Ученый разделяет свою душу на 9 абстрактных частей, каждая из которых отвечает за какое-то человеческое качество – Мужество, Властность, Любопытство. Нам с Тимуром это показалось немножко абстрактным и не эмоциональным, и мы решили, что в нашей версии это будут не просто частички души, а реальные люди: сам Ученый, его жена, дети, Канцлер — все те люди, которые, по мнению Ученого, не успели доделать какие-то дела при жизни, не успели искупить совершенное преступление, исправить ошибки. Эти люди в кукольном обличье решают глобальные задачи – убить разбуженное зло, уничтожить созданного им монстра, раскаяться и вспомнить о совершенных преступлениях и искупить их, и просто дожить те жизни, которые они должны были дожить. В англоязычной версии это просто история о куклах с частичками души, у которых одна миссия – убить машину.

Дмитрий Глуховский
Дмитрий Глуховский

Все изменения в русскоязычной версии согласовывались с Шейном Экером, поэтому вопроса о насилии над авторским замыслом не стояло. Зато журналисты интересовались разделением функций двух Тимов – за что отвечал Бертон, а за что – Бекмамбетов. Выяснилось, что оба режиссера взяли на себя творческий контроль и выступили аудиторией для Экера, помогая ему не потерять объективную оценку содеянного. За всю техническую часть и организацию производственного процесса отвечал Джим Лемли. Поскольку Бекмамбетов и Бертон – режиссеры действующие, то оба старались подменять друг друга: когда Тимур снимал «Особо опасен», мультфильмом занимался Бертон, когда Тим снимал «Суинни Тодда», эстафету перехватывал Тимур. «Встречались мы не так часто – раз 20-25 за все 4 года работы над фильмом, — поясняет Бекмамбетов. — Сложностей и недопониманий никогда не было – мы сами режиссеры и очень волновались, продюсируя фильм другого режиссера, старались быть тактичными и объективными».

В короткометражке Шейна куклы не разговаривали. При создании полного метра авторы испробовали множество вариантов насчет голосов. «Тим Бертон до последнего упирался, чтобы голосов не было, — рассказывает Тимур. — Была промежуточная версия: голоса звучали как музыкальная шкатулка. Проводились тесты отдельных эпизодов, и все-таки мы убедились: полтора часа смотреть пантомиму — достаточно сложно для большой аудитории. Было бы гениальное кино, я уверен в этом – но аудитория у него была бы гораздо меньше».

Ожившие мешочки

Когда авторы определились с тем, что герои все-таки разговаривают, то принялись искать «голоса». В оригинальной версии кукол озвучили Элайджа Вуд, Дженнифер Коннели, Кристофер Пламмер, Мартин Ландау, Криспин Гловер и другие. Каким образом их отобрал Шэйн Экер, Бекмамбетов не знает – «может, все они друзья Шейна». У нас же Тимур старался подобрать актеров, похожих внутренними качествами на персонажа. «Владимир Турчинский очень похож на Восьмого. Александр Пушной такой же сумасшедший, как Шестой – у них причесочки одинаковые даже. Валерий Золотухин – именно что Друг, как и Второй».

Девятого, как я уже говорила, озвучил любимец Бекмамбетова Константин Хабенский. «Меня вот начали спрашивать, почему я все время с Костей работаю,- заговорил на сакральную тему Тимур. — Я просто с 13-14 лет находился в театре, учился на театрального художника, и вот эта театральная организация, когда есть труппа, люди, с которыми тебе хочется сосуществовать, очень сильно на меня подействовала. И когда ты берешь новый проект, то сразу же с самого начала мыслишь своими людьми. То есть это театральный принцип труппы, который в кино для меня оказался важен. Поэтому я работаю в основном с одними и теми же людьми».

Костя и его Девятый
Константин Хабенский

Хабенский, как выяснилось, до премьеры в Питере мульт не смотрел, поэтому у него свое видение персонажа. «Мой Девятый, как я думал, представляет собой все-таки одну из частичек души Ученого, которая отвечает за детство, которой не свойственен страх за свою жизнь, которая задает простые вопросы – зачем мы здесь, для чего. Эта частичка присоединилась к остальным восьми, чтобы замкнуть круг и создать единую душу, которая разлетелась в момент катастрофы. Мы с Тимуром общались через океан, и он все время просил играть проще, наивнее. Девятый был Ученым, и мы его сначала так и озвучили – старческим голосом. Но потом вернулись к истокам. Девятый — наивный, как ребенок, открытый для мира и событий. Это то, к чему призывал меня Тимур: не играть никакого персонажа, а просто спрашивать, иногда доводя ситуацию до глупости».

Искусственный разум, уничтоживший человечество, куклы, борющиеся с машинами – естественно, от параллелей с «Терминатором» не удержаться. Бекмамбетова спросили, что он сам думает по этому поводу. «У Шейна никогда не было задачи придумать нечто абсолютно новое, — объясняет Тимур. — Мы вообще живем в постмодернистском мире, где все идеи когда-то уже были. Остроумие, красота и трогательность этого фильма в том, что он использует существующие штампы, образы и пересказывает их в мультипликационном маленьком мире. Все лето шли блокбастеры, все бились с Терминаторами и монстрами, как могли – и вот теперь остались лишь 9 маленьких человечков, на которых лежит ответственность спасти мир. В этом наш юмор и самоирония – в повторении тех больших картин».

Битва кукол и машин

Отвечая на вопрос, в чем смысл картины, Бекмамбетов назвал две идеи. «Первая – нам нужно быть осторожнее с машинами и думать о том, что мы создаем, быть ответственными. А второе, более важное – нужно бороться с машиной в себе. Сам сюжет и драма построены на том, что Девятый боролся с машинообразым обществом, в которое попал».

Сам Бекмамбетов признается, что лично он страдает настоящей зависимостью от телефонов и компьютеров. В конце августа Тимур и его товарищи даже устроили небольшую акцию в Москве – день без мобильного. «У нас был большой стенд, куда все собравшиеся поставили телефоны. И ты видел, как они звонят, и не мог к ним подойти, — смеется Тимур. — Я нахожусь в серьезной зависимости от всех этих телефонов, компьютеров, автомобилей. Выключаю компьютер и сразу засыпаю, утром просыпаюсь – и первым делом включаю компьютер. Для чего я это делаю, не знаю. Я смотрю какие-то новости – мне важно знать, что за ночь, пока я спал, ничего не изменилось – кто мне что написал. То же самое с телефоном: я сажусь в машину, куда-то еду, и через минуту понимаю, что время уходит, надо кому-то звонить кому еще – пока не знаю, достаю телефон и начинаю смотреть записную книжку. Это болезнь, реально. Такая суета, опасения, что что-то произойдет, а ты не узнаешь об этом – это большая проблема, потому что качество общения очень страдает. Одно дело, когда ты куда-то должен пойти, с кем-то встретиться – ты к этому должен подготовиться внутренне. А по телефону это так просто сделать, что цена этим словам очень мизерная».

Зависимый Тимур и независимый Костя
Тимур Бекмамбетов

Константин Хабенский, по его словам, самый дикий в этом плане из присутствующих. «Я на ночь вообще отключаю телефон, а ритм жизни, к сожалению, не позволяет выйти из машины и пойти пешком. Стараюсь лишний раз не вылезать в интернет, пользуюсь только почтой и телефоном – это удобно. Не скажу, что я очень расстраиваюсь, когда телефон теряется – номера близких людей я помню наизусть».

Послушав такие откровения, журналисты задали Тимуру вопрос: где же он видит грань между машиной, которая служит человеку, и которая его поглощает? « В тот момент, когда машина начинает принимать свои собственные решения – она становится опасной, — объясняет режиссер. — То есть если ваш телефон вдруг начнет сам кому-то звонить и писать смс – значит, начались проблемы. Я думаю, что ситуация, которая уже происходит, когда в Калифорнии молодые люди приходят на работу в 9 утра, садятся за компьютерам и управляют беспилотными роботами, которые воюют в Пакистане – это уже на грани. А есть ведь следующая ступень: эти роботы в случае потери управления принимают решение о том, что им делать дальше. Машины уже живут сами по себе, и это опасно. Это страшно – но страшнее всего, что мы сами превращаемся в машину».

Девятый и его создатель

Герои остались в живых и поскольку кино такое душеспасительное — будет ли продолжение, спросили Тимура. «Да, будет сиквел. Героев осталось ровно столько, чтобы хватило на рассаду», — пошутил Тимур. А затем помедлил и добавил: «На самом деле я вам очень благодарен за термин «душеспасительная картина». Такой хороший слоган для фильма – жаль, мы сами не додумались».

О том, что думает Тим Бертон о мульте, вы узнаете из сюжета, который я делала для Tv To Go

Читайте также:

7 комментариев

  1. Аватар Я:

    А к нам в Новосибирск на премьеру 31 августа (!) приезжали Тимур Бекмамбетов и Владимир Турчинский. И я взяла у Тимура автограф!!!!!!! Ну, ещё вопросик задала…

  2. Аватар Hell-N:

    Ходили сегодня на 9, очевидно, это был украинский дубляж американской версии, так как никаких родственных связей между куклами не прослеживалось, и получилось как-то все слишком просто, ничего нового, как и говорилось выше. Ожидала чего-то большего от фильма. Теперь надо посмотреть русскую версию, чтоб сравнить, где же все-таки душевнее, может все-таки в ней будет  нечто большее, чем сказка про злых машин и храбрых человечков :-S .

  3. Аватар kara:

    А-ах, Belik, неужели ты разговаривала с Тимом Бертоном?? Я вот давно хочу ему подать идею снять фильм (или полнометражный мультфильм)по мотивам сказок Андерсена-ведь это второй по мрачности детский писатель наравне с Кэрролом,и Джонни Депп мог бы сыграть Оле Лукойе,но в какой-нибудь особенно Бертоновской интерпретации…Мне даже достали почтовый алрес агента Бертона,но почта-это так ненадежно.Вот,может,ты ему как-нибудь в интервью задашь пдобный вопрос?;)Ведь он уже работал и со сказками Братьев Гримм — написал сценарий и стал режиссером фильма «Гензель и Гретель» в 1982 году, и со сказками Шарля Перро, будучи одним из режиссеров сериала «Театр волшебных историй» (1982-1987).Значит,тема классических сказок ему интересна,да и по выбору»Алисы»это понятно.Неужели мы так и не увидим, как он интерпретирует самого таинственного и мрачного детского писателя Андерсена;-( Никто, как он, это не сделает.

    • Спасибо за идею!
      Нет, я не разговаривала с Тимом — это видео предоставлено Рейтерс. Но у нас есть Тимур Бекмамбетов — вот через него и передадим! )) У них ведь с Бертоном общий агент.

  4. Аватар kara:

    Спасибо,спасибо,спасибо!!!!!!!В общем,если Тиму идея понравится,то лет через несколько, когда появится инфа о его новых проектах,будем знать,что надо благодарить тебя,Belik!

  5. Аватар Jabberwocky:

    Фильм реально слабый. Из кинотеатра вышел с чувством того, что меня «тупо кинули».

    Первые подозрения возникли в самом начале, когда 9-й слазит со стола — в какой-то момент его движение из пластичеких мягких шагов и внезапного соскальзывания прерывается характерным рывком (если кто смотрел пре продактовые версии последних боевиков, когда анимация еще не досчитана и рендеринг очень грубый — серые угловатые фигурки, котоые движутся рывками, тот поймет). Ползучая тварь, в которую был превращен трупик второго тоже движется рывками. Бой с птеродактилем на крыше тоже очень неряшливо сделан. Это из того что помню прямо сейчас. Такое чувство, что мульт досчитывался в панике.

    Сюжет. Нет он не слабый, он отсутствует. Человечки, чудовища, взрывы и прочие свистелки-перделки на звание сюжета не тянут. Примат дружбы и отваги — это, согласитесь, тоже не сюжет.

    Почему последняя мировая носит явный привкус второй мировой? Отчисляли ли авторы шагающих танков Спилбергу/Лукасу? Почему тварь оживает после поглощения души второго. Почему второго нужно было убивать дважды? Почему их начальник вычеркивает номер 2 из календяря с таким видом будто это очередная жертва, тогда как человечков всего девять и все они присутсвуют в вильме? И так далее.

    Одним словом отсутствие сюжета плюс небрежная физика плюс явно зиц-председательское участие гениального Бертона. Cui bono

  6. Аватар Hell-N:

    То же чувство, при выходе. Просто из-за того что многое ожидаешь от фильма, потом такой осадочек остается когда ожидания не оправдываются. Если бы шли просто на «очередной» мультфильм, и не возлагали надежд на «нечто такое» то и разочарования не было-бы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *