История моды: первая женщина-кутюрье

Режиссер Джеймс Кэмерон ввел персонажа Люси Дафф Гордон в свою историю про Титаник с легким пренебрежением, вложив в уста Роуз ДеУитт Бьюкейтер слова: «А это Леди Дафф Гордон. Создание кокетливого белья для женщин – ее любимое занятие».

Между тем Люси была для своего времени почти революционеркой. Героиня Кейт Уинслет, мечтавшая о свободе быть самой собой и жить так, как ей хочется, вполне могла бы взять с нее пример.

Леди Дафф Гордон была ведущим модельером эдвардианской эпохи и одной и тех, кто стоял у истоков моды двадцатого столетия. Она владела одним из первых глобальных модных брендов, с представительствами в Лондоне, Нью-Йорке, Париже и Чикаго. Помимо одежды, ее империя включала производство и продажу аксессуаров, дамского белья, духов и косметики за пятьдесят лет до того, как Кристиан Диор сделал то же самое.

Родилась Люси Кристиана Сазерленд 13го июня 1863 года, провела детство и юность в Канаде и на Нормандских островах, и в 1884 году вышла замуж. Родив дочь, через несколько лет Люси совершает, наверное, первый из своих необычных поступков для своего времени – она подает прошение о разводе с мужем по причине алкоголизма последнего. Бракоразводный процесс длился долго, целых три года, ведь подобные дела были очень редким явлением. Только в 1893 году Люси Уоллас возвращает себе свободу.

Еще до окончания процесса, Люси остается без средств к существованию. Чтобы прокормить себя и ребенка, она начинает шить на заказ. Одной из первых заказчиц Люси становится ее младшая сестра Элинор Глин – впоследствии знаменитая романистка и автор столь востребованного сегодня понятия «it-girl». Через какое-то время дела Люси чуть налаживаются, и она арендует помещение для магазина, ставшего известным как Maison Lucile.

Младшая сестра Элионор Глин в платье от Люсиль, 1905
Леди Дафф Гордон

Одновременно с этим она создает сценические наряды и становится известна среди актрис. Так, работая день за днем, Люсиль – именно это имя становится брендом — приходит к тому, что среди ее заказчиц появляются представительницы аристократии и по-настоящему богатые люди. Их привлекает в творениях Люсиль учет индивидуальности каждой заказчицы: она не только дает платьям имена, ориентируясь на литературные, театральные и художественные произведения, а также на психологические особенности самих клиенток, она придумывает их, исходя из личности женщины. Это было совершенно новым словом в том, как происходил весь процесс – ранее просто копировались французские модели и шились по одним и тем же образцам. Люсиль стала настоящим проповедником самовыражения в моде и поощряла своих клиентов развивать личный стиль.

Леди Дафф Гордон
Леди Дафф Гордон
Леди Дафф Гордон
Леди Дафф Гордон

Что касается технических моментов, то здесь Люсиль также была новатором и каким! Она удалила жесткие косточки из корсетов, а затем предложила первый вариант той части одежды, которую теперь мы называем бюстгальтером. Она понизила линию выреза шеи блузок и платьев и сделала разрез на юбках, открыв ноги женщин. Сама она говорила об этом: «Если бы я больше ничего не сделала в жизни, я уже показала, что ноги женщины – это красота, а не только «конечность», говорить о которой можно только в конфиденциальности примерочной».

«Мягкие» корсеты Дафф Гордон
Леди Дафф Гордон
Вечернее платье
Леди Дафф Гордон
Платье для второй половины дня
Леди Дафф Гордон

Стилем Люсиль стал сам воздух, который она вычленяла из тканей и превращала во все эти изящные линии, волнующиеся рукава, летящие подолы и гирлянды прекрасных крошечных цветов. Кутюрье вдохновляла Древняя Греция с ее независимостью и свободой в одежде. В своих мемуарах 1932 года «Усмотрения и Неосмотрительность» Люсиль писала: «Я выпустила на пораженный Лондон — Лондон фланелевого нижнего белья, шерстяных чулок и необъятных юбок каскад шифона и драпировок, столь же прекрасных как в Древней Греции».

Фактически, подход Люсиль к работе всегда был подходом художника, а не портного, а «цвет был почти моей религией, поскольку всю красоту я вижу с этой точки зрения», как она сама говорила. Ее авторству принадлежит модная палитра того времени, которую она смешивала смело, но и умело: серебристая гвоздика, персиковая орхидея, бирюзовый по золотому, самый бледный лимон и весенний зеленый.

Вечернее платье, 1917
Леди Дафф Гордон
Дневное платье, 1917
Леди Дафф Гордон
Леди Дафф Гордон
Костюм для верховой езды, 1916
Леди Дафф Гордон

Именно Люсиль мы обязаны настоящим возникновением профессии модели, а также тем вариантом модных показов, которые имеем теперь. В 1897 году она впервые организовала стильное представление с проходами великолепно выученных моделей. Она готовила их сама: каждой придумывала сценическое имя, красивое и таинственное, чтобы девушки чувствовали себя богинями и излучали притягательность, и обучала «скользящей» походке. Первыми звездами моделинга стали красавицы Долорес, сделавшей позже карьеру в знаменитом ревю «Девушки Зигфельда» и Хеб (Геба), чьи фотографии брали для всемирного исследования красоты, которые ныне являются собственностью Национальной Портретной Галереи.

«Долорес» — Кэтлин Роуз, 1918
Леди Дафф Гордон
«Хеб» (Геба) — Констанс Весселье, 1917
Леди Дафф Гордон

Люсиль была тем, кто заложил в индустрии моды основы такого важного на сегодня понятия как связи с общественностью. Она ввела приглашения, рассылаемые клиентам в день показа коллекции, уделяла внимание антуражу, в котором проходило дефиле, создавая роскошную, но уютную атмосферу «частной гостиной», приглашала оркестр, озвучивающий мероприятие легкими мелодиями и угощала послеобеденным чаем в конце программы. Она сознательно взращивала ауру гламура, как мы бы сейчас сказали, всего процесса, имея целью развитие социальной составляющей шопинга. «Я хочу соблазнить женщину на покупку большего количества платьев, чем мы можем предоставить», — говорила Люсиль.

«Парад» манекенщиц, 1913
Леди Дафф Гордон
Люсиль с клиентками
Леди Дафф Гордон

Бизнес набирал обороты, и Люси понимала: ей не хватает знаний в области финансов. Она обращается за помощью к бизнесмену Сэру Космо Дафф Гордону и начинает сотрудничать с ним. Это решение приносит не только стабилизацию в ее денежные дела, но и взаимный человеческий интерес, и в 1900м году Люси выходит замуж за партнера. Люси Уоллас становится Леди Дафф Гордон.

Вместе с мужем Люсиль основывает Lucile Ltd, что позволяет расширить зону ее влияния по всему миру. Она открывает филиал в Париже. Америка с восторгом принимает Леди Гордон Дафф с ее новым взглядом как на саму моду, так и на технологию продаж. Среди клиенток Lucile Ltd по обе стороны океана было самое высшее общество: Леди Рэндольф Черчилль, герцогиня Мальборо, первая Леди Эдит Уилсон, Гертруд Вандербилт Уитни, Эллис Рузвельт Лонгуорт. Голливуд в лице звезд немого кино Мэри Пикфорд, Марион Дэвис, Лилиан Гиш и других также был счастлив знать эту смелую женщину. В итоге, она заключила контракты почти со всеми реально действующими киностудиями и театрами не только в Голливуде, но и на Бродвее, в Париже и Лондоне – на ее счету участие в более чем семидесяти театральных постановках и около двадцати пяти фильмов.

Актриса Ирен Касл в платье от Люсиль в фильме «Watch Your Step», 1914
Леди Дафф Гордон
Леди Дафф Гордон
Леди Дафф Гордон
Актриса Лили Элси в платье от Люсиль, 1913
Леди Дафф Гордон

Дальше – больше. Ей приходит в голову заняться не только розничной торговлей, но и обслуживанием заказов по почте. Леди Дафф Гордон нравилась идея завоевания все большей аудитории. Следующим шагом стало открытие предприятия, специализирующегося на производстве линии готовой одежды по более низким ценам. Эта мысль была слишком передовой для начала двадцатого века и просуществовала как рабочая всего год. Но она станет бизнес-моделью для будущих кутюрье, которые, продавая такую линию, смогут возмещать потраченные на демонстрации коллекций деньги, получая необходимую известность.

Look Book Lucile Ltd, осень 1916
Леди Дафф Гордон
Эскиз платья для второй половины дня, 1916
Леди Дафф Гордон
Эскиз костюма для занятий спортом, 1916
Леди Дафф Гордон Леди Дафф Гордон
Леди Дафф Гордон

Пассажиркой Титаника Люсиль стала также по причине ведения бизнеса – необходимость попасть в Америку для открытия отделения Lucile Ltd в Чикаго совпала с первым рейсом лайнера. Люсиль была одной из спасенных на пресловутой лодке № 1, рассчитанной на сорок человек, а взявшей на борт только двенадцать. Против Леди Дафф Гордон и ее супруга выдвигались обвинения в этом, но они смогли их опровергнуть. Тень этих обвинений уже никогда не оставляла обоих: Сэр Космо Дафф Гордон так и не оправился от пережитого, постепенно удаляясь из света. Люсиль же заявила, что она не позволит этому событию разрушить дело ее жизни, и, закрыв, с началом войны, свои Дома в Париже и Лондоне, перебралась в Штаты, сделав Нью-Йорк своей базой.

Спасшиеся с лайнера «Титаник», в центре снимка, в шляпе — Леди Дафф Гордон
Леди Дафф Гордон

К 1918 году доход Lucile Ltd представлял собой цифру в два миллиона долларов и обеспечивал работой около двух тысяч человек – такие мощности позволили войти компании в самые высшие сферы корпоративного бизнеса, а ее владелице стать одной из самых уважаемых бизнес-леди.
А ведь речь идет о начале двадцатого века! Женщина в создании моды, и тем более как успешный владелец дела – одна мысль об этом вызывала усмешку и иронию, считалась аномалией в мире большого бизнеса. Но Люсиль смогла преодолеть предубеждение, остановить грубые выпады со стороны мира, считавшегося исключительно мужским. Всей своей жизнью Люсиль внесла неоценимый вклад в то, что в наши дни женщине доступно иметь свое дело, пусть это также не просто, как и сто лет назад или просто работать, добиваясь поставленных целей и развиваясь.

Леди Дафф Гордон исполнила важную роль в истории моды и как художник, и как новатор, и как ньюсмейкер для средств массовой информации. «Чем больше я сталкивалась с сопротивлением, тем больше наслаждалась этим» — хороший девиз для такого борца, как Люсиль и тем, кто разделяет идею активной позиции в собственной жизни.

Сохранившиеся оригиналы творений от Люсиль
Леди Дафф Гордон
Вечернее платье, 1912
Леди Дафф Гордон
Пальто от Люсиль, 1921
Леди Дафф Гордон
Вечернее платье «Счастливое», 1916
Леди Дафф Гордон
Вечерний костюм, 1918

В 2004 году на аукционе, организованном нью-йоркской галереей Уильяма Дойля Окшна, было продано платье из дебютной американской коллекции Люсиль 1910 года за 35 850$ при первоначальной цене в 5000$. Это было бархатное платье фиолетового цвета свободного кроя с нашитой золотой шелковой марлей, изображающей символические клубящиеся облака в ориенталистском стиле, с асимметричным подолом, открывающим ткань без рисунка. К платью прилагался атласный пояс лимонного цвета, с золотой бахромой. Первоначальной владелицей платья от Люсиль была Маргарет (Мэдж) Дэли Браун, общественная активистка, умершая в довольно молодом возрасте в 1911 году. Платье было аккуратно убрано в 1913 году и ждало своего часа девяносто лет до момента распределения наследства дочери Маргарет.

Леди Дафф Гордон

Люси в разные годы жизни
Леди Дафф Гордон
Леди Дафф Гордон
Леди Дафф Гордон
Люсиль за работой

Леди Дафф Гордон в феврале 1916 года


Читайте также:

5 комментариев

  1. Аватар Uma:

    совершенно удивительная история! спасибо вам!

  2. Аватар Эста:

    Я в   полном восхищении !!! Пожалуй, пройдусь по строкам еще раз, выхохну и отпишусь.
    Преклоняюсь перед людьми , совершившими революцию, являющимися новаторами в любом деле. Это дар!

  3. Аватар marina_t:

    Очень интересно! Изумительные модели!
    Спасибо!

  4. Аватар Olia K.:

    Очень интересно и фотоподборка замечательная… Если в то время женщина могла столького добиться… нам только брать пример!!!! (L)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *