«Россия 88» должна выйти в широкий прокат

Вчера в московском кинотеатре «Ролан» состоялся первый коммерческий показ фильма «Россия 88» режиссера Павла Бардина – докудрамы о неофашизме в России. Речь в картине идет о том, как молодые ребята снимают фильм о своей банде, но затем в кадр попадают какие-то эпизоды из их жизни, и постепенно парни становятся заложниками своего фильма. Заканчивается все, разумеется плохо. До последнего времени с прокатом «России 88» дела обстояли не лучше – но буквально на днях фильму выдали прокатное удостоверение, так что у нас с вами есть шансы посмотреть его на большом экране.

Главную роль в картине сыграл Петр Федоров, знакомый нам по роли Гая Гаала в фильме «Обитаемый остров» Федора Бондарчука. Он же стал продюсером фильма – и о том, зачем ему это понадобилось, мы с ним и поговорили.

— Петя, объясни, как и почему тебе вообще в голову пришла идея снимать фильм о неофашистах? Ведь можно было пойти по более легкому пути в выборе авторского проекта.
— Нам с режиссером Павлом Бардиным все задают этот вопрос. У Паши давно была идея снять такое кино, она постепенно обрастала мясом, а потом и я подключился, потому что мне тоже хотелось что-нибудь сделать на эту тему. Для меня этот фильм – выражение гражданской позиции. В нашей стране у тебя ничего нет, кроме твоей позиции – только собственный взгляд на вещи, своя правда. Наш с Пашей язык, наше оружие – это кино. И нам как раз было странно, что до сих пор никто не заговорил на эту тему — видимо, кто-то не хочет, чтобы тема неофашизма поднималась. А ведь проблема существует: для съемок я в образе скинхеда подходил к людям на улице и спрашивал, согласны ли они с лозунгом «Россия для русских» — мы собрали невероятную статистику: 90% людей согласны. Это очень опасные настроения на бытовом уровне.

Помимо гражданского аспекта есть и художественный: нам просто хотелось сделать хорошее кино, к тому же есть мысли, каким сейчас должно быть кино вообще. Мне кажется, сейчас надо делать неореализм, осмысленный моим поколением. Очень важно, чтобы кино было свежим, чтобы его делали свежие люди. Молодым надо давать возможность проявлять себя как можно больше. Мы вот наш фильм снимали в таком псевдодокументальном жанре, который назвали докудрама: все основано на отражении реальности, это и персонажи и их интернетовские ролики, всё это существует рядом с нами.

Петр Федоров в фильме

— Где вы брали все эти ролики, документы, переписку лидеров группировок?
— Все лежит в открытом доступе в Интернете, переписку «Антифа» взламывает и выкладывает – ничего секретного мы не показали. Просто собрали все воедино, сделав при этом все-таки художественный фильм. Мы понимали, что надо быть осторожными, потому что ролики в сети лежат разные: есть и такие, в которых рассказывается, например, как правильно убить человека. В кино такое показывать нельзя, поэтому мы делали некую сатиру. На самом деле кино, которое снимают настоящие скинхеды и затем выкладывают в сеть, довольно забавное. Это клоунада, местами даже добрая: смотришь и не веришь, что перед нами – какие-то злые люди. Они все довольно смешные – и в кино мы этому уделили много внимания.

— Сколько времени вы снимали – и как вообще проходили съемки, подбор актеров?
— Все сняли за месяц и за свои деньги. Кастинг вообще проходил очень смешно: ежедневно к нам домой приходила куча странных людей на пробы, весь двор был заполнен разными алтайцами, таджиками, подозрительными личностями — соседи из-за этого постоянно вызывали милицию.

Петр Федоров в фильме

— Вы с ним уже успели побывать на Берлинском кинофестивале и получить приз фестиваля «Дух огня» в Ханты-Мансийске. Как к вам в Берлине отнеслись – им ведь тоже близка проблема неофашизма?
— Я знаю, что у нас были большие шансы попасть в основной конкурс, но возникли сложности, и в результате мы попали в программу «Панорама». Нашу картину там очень ждали, и жюри отнеслось к ней с большим радушием. У немцев очень правильная рефлексия на тему собственной истории, для них этот фильм был очень интересен: после каждого показа мы с Пашей по часу общались с залом, велись очень интересные дискуссии. Самый популярный вопрос, который задавали – как фашизм может быть в России, как он может соотноситься с российской историей. Кино, в том числе и наше, не может давать ответы на вопросы, но может и обязано ставить их перед обществом. Именно в этом мы и видели свою задачу.

Петр Федоров в фильме

Читайте также:

3 комментария

  1. Аватар ArchiVal:

    (Y) Слава богу, прокатное удостоверение!
    Спасибо за новость и интервью.

  2. Аватар feebie:

    очень актуальная тема. и действительно — непонятно, почему раньше про это у нас ничего не снимали. да и вообще, кроме ветеранов и пенсионеров (да немцев) никто не говорит о неофашистах..
     в чем причина? страх?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *