Модное сообщество возмущено работой художника
В начале августа южнокорейский модный бренд Lewitt продемонстрировал миру видео — снятую американским художником Райаном МакГинли рекламу нового сезона марки. На следующий же день разразился скандал.
Дело в том, что в ролике модель Эбби Ли Кершоу забирается на крышу и прыгает с нее. Чувствительные натуры связали эту сцену с тем фактом, что за последнее время несколько моделей покончили жизнь самоубийством, четверо из них — похожим способом на тот, что показан в рекламе бренда. В июне 2008 года погибла этнически русская девушка из Казахстана, двадцатилетняя Руслана Коршунова, в октябре того же года – двадцатишестилетняя уроженка Канады Хэйли Коул, совсем недавно, в апреле 2010 – двадцатидевятилетняя колумбийка Лина Мэруланда, а в июне 2010 – двадцатидвухлетний француз Том Никон. Можно также вспомнить чуть более отдаленную по времени смерть жены дизайнера Клода Монтана – модели Уоллис Франкен, которая умерла вследствие падения из окна своей кухни в мае 1996.
Чем же так возмутилась общественность? Главная предъявленная претензия: видео пропагандирует и, если можно так выразиться, «огламуривает» суицид. Австралийка Эбби Ли Кершоу – не только одна из наиболее востребованных моделей на сегодняшний день, но девушка, обладающая природной красотой и созданным образом, желаемыми многими потребительницами моды. То есть, по разумению противников ролика, она является ролевой моделью – уже в буквальном смысле слова — не только для того круга девочек и девушек, которые мечтают о карьере в модном бизнесе, но затрагивает более широкие слои. Ведь почти любая из женщин хочет быть красивой.
А в видео талантливого арт-фотографа Эбби Ли Кершоу очень привлекательна. Райан МакГинли снял девушку с подлинным вдохновением. Он акцентировал взгляд на больших, «говорящих» глазах девушки, изящной фигуре, пересыпающихся на ветру волосах, выразительных кистях рук. Весь облик Эбби в творении автора транслирует хрупкость, шепчет про то, что эта девушка – настоящий цветок.
Сама же видеоистория создана в нежных красках, с длинными закатными тенями, немного размытым фокусом, который как бы подглядывает за Эбби. Крупные планы разных странных, но символичных предметов, например, ключа на тяжелой, витиеватой цепочке добавляют происходящему загадочность. Эбби то пытается открыть дверь этим ключом, то пробирается через какие-то непонятные механизмы, то бежит по улице. Музыка, использованная в ролике, дополняет, а в каких-то фрагментах и создает атмосферу ожидания.
Все вместе: красота Эбби и талант Райана действительно создают притягательный образ, трактовать который можно по-разному. Но пропаганда самоубийства?
Я не увидела на лице модели тревожности или потерянности, про которые твердят возмущенные, также у меня не создалось впечатления о том, что она в страхе убегает от кого-то. Да, в итоге, она встает на край крыши и делает шаг с него, но опять же, у меня не возникло ассоциации с самоубийством. Скорее, здесь читается метафора возможности выхода из привычного круга решений, обретение больших возможностей, чем то, что видит глаз поблизости.
Ради объективности я провела небольшой социологический эксперимент – предложила посмотреть ролик всем, кто на момент написания заметки был у меня дома. Результат валидным трудно назвать, но все-таки некоторый срез общества представлен. Итак, участвовали: домохозяйка 32 лет, пенсионерка 61 года, тинейджер 11 лет, диджей 39 лет и it-инженер 32 лет. С учетом моего голоса мнения разделились поровну: троим ролик показался до некоторой степени тревожным, в прыжке с крыши они увидели единственный выход для мечущейся героини, для троих же ролик не нес никакой нагрузки в виде безысходности, прыжок был просто стилевым решением художника.
Как исследователь, я не стала бы оставлять в стороне идею о том, что текущее состояние участников эксперимента может проецироваться на историю, которую они увидели. Ровно также я думаю и о тех, кто высказался публично против ролика. Но результат, пусть и такого доморощенного эксперимента, иллюстрирует, что разные люди будут по-разному реагировать на одно и то же явление. Собственно, это не новость для истории искусства. Эдуар Мане, например, подвергся жесточайшей критике за свою картину «Олимпия», когда показал ее на Парижском салоне 1865 года. Его обвиняли в аморальности и вульгарности. Теперь это одно из величайших полотен Франции.
Эбби Ли Кершоу пыталась защитить свою и Райана работу, рассказав о том, что ключевой идеей при создании видео был образ Алисы в Стране Чудес и ее падение в яму за Белым Кроликом, а вовсе не мотив самоубийства. Я склонна этому верить: в ролике, помимо падения, есть другие явно читаемые цитаты из классического произведения Льюиса Кэрролла.
Интересно также в этой истории то, что МакГинли уже снимал похожий фотосет в 2008 году для осеннего номера журнала POP. Героиня модели Агнесс Дин падала с пожарной лестницы жилого дома. Почему-то тогда Райана никто не обвинял в пропаганде суицида, хотя источником вдохновения в тот раз для него был довольно неоднозначный снимок фотографа Стэнли Дж.Формана. На нем запечатлены падающие женщина и девочка, спрыгнувшие во время пожара.
Если же говорить о творчестве Райана в целом, то очевидно, что тема полета, падения, невесомости является в его работах одной из центральных. Фотограф во многих проектах пытается зафиксировать эти явления. Возможно, ему, как многим большим художникам, непереносима идея конечности человеческих возможностей. Осмыслить привычное по-новому с помощью своего таланта – его право.
Бренд Lewitt и Райана МакГинли обвинили в преследовании единственной цели: повысить продажи с помощью провокации. Правда же в том, что Южная Корея, страна, в которой базируется марка, занимает первое место по числу самоубийств среди женщин. Гораздо легче обвинить конкретных людей в том, что они призывают к суициду, чем задавать целому государству вопрос: что в нем происходит такого, что молодые женщины массово выбирают добровольный уход из жизни?
То же и в случае параллели ролика с участившимися смертями среди моделей. Возможно, вместо того, чтобы возлагать бремя потенциальной ответственности на художника, пришло время повернуться лицом к проблеме ключевым людям, двигающим модный бизнес и дать ответ: почему это происходит?
Художник отозвался на волну обвинений тем, что изъял работу из всех источников в сети. Поэтому из первоначального варианта произведения есть фрагменты, которые вы могли видеть выше и тот вариант видео, который есть на текущий момент. Переработанный он или первозданный сказать трудно.
У меня сложилось впечатление, что какая-то наркоманка после очередной дозы не найдя лестницы решила спуститься вниз по-быстрому.
Эбби Ли фантастически красивая девушка. Одна из самых лучших моделей на данный момент, по-моему. И да, вспомнилась Руслана…
Не знаю, как там различные сообщества, но я четко увидела эксплуатацию образа дувушки самоубийцы. Руслана Коршунова, так ее жаль, так было не понятно как такая красивая, успешная взяла и прыгнула…. и вот теперь это показано как идея освобождения, выхода, и Алиса здесь зачем-то. А нельзя было модели подпрыгивать в вверх и искать выход?
Мутное ощущение… в конце — определнно суицид. Не понимаю, как это может продавать одежду. Явный посыл — те, кто носят этот бренд, успешны, красивы, но несчастны до самоубийства. Антиреклама какая-то…. социальный ролик про то, что тряпки ничего не значат, если ты чувствуешь себя несчастным.