500 эскимо: день рождения Андрея Краско

Бывают актеры плохие, бывают хорошие и даже очень хорошие, а еще бывают актеры УНИКАЛЬНЫЕ. Таких мало, но они, к счастью, были, есть и будут. Андрей Краско, которому сегодня исполнилось бы 56 лет и которого, увы, уж семь лет как нет с нами, один из этих немногих.

Как же так случилось, спросите вы, что настоящий успех и признание пришли к этому талантливейшему человеку только после сорока? Можно было бы сказать, что все дело в банальном невезении: Андрей, выпускник ЛГИТМиКа (курс Аркадия Кацмана и Льва Додина), уже успевший послужить по распределению в ТЮЗе Томска,  получил большую роль в «Пацанах» Динары Асановой, но тут его… забрали  в армию. И это всего за два месяца до 27-летия, когда он уже не подлежал бы призыву! Не повезло? Как сказать! Незадолго до призыва Краско блестяще сыграл главную роль в спектакле «Кукарача» по Нодару Думбадзе. На показе присутствовала комиссия, состоящая сплошь и генералов да полковников. Им не понравился участковый милиционер Краско — рукава закатаны, пуговица верхняя расстегнута… В-общем, образ, позорящий советскую милицию!

По возвращении из армии карьера у Андрея отчего-то не заладилась: «Тогда вообще был застой в кино. Я не дергался, работал, где мог — продавал книги, шил джинсы и куртки, «бомбил», на кладбище месил бетон для ограды. И диджеем был, дискотеки вел… Прошло немало лет, прежде чем я оказался перед кинокамерой».

Да и то, честно сказать, потому что сам напросился: шоферя на «Ленфильме«, Краско выторговал себе небольшую роль в «Улицах разбитых фонарей».

Эпизод из «Никудышной» (1980). «Так получилось, что все равно свой первый кинематографический опыт я получил у Динары. Она дала мне маленький эпизод в «Никудышной», и потом я просидел рядом с ней весь фильм — и на съемках, и на монтаже. А из-за этой армии, помешавшей мне сняться в «Пацанах», она до самой смерти с моим папой не разговаривала, потому что он меня не отстоял. Но никто не мог отстоять — ни родители, ни Асанова, ни театр, ни даже дурдом. Я был на военно-медицинской экспертизе и вышел оттуда с заключением, что призыв в армию мне категорически не рекомендован. Не помогло».

«Куда исчез Фоменко» — 1981 год

Шахтеры-близнецы в «Прорыве» Дмитрия Светозарова (1986) . Когда его пригласили в «Прорыв», Андрей служил в театре Димитровграда. Директор не захотел отпускать актера на съемки, и тот уволился.

В «Секретном фарватере» он тоже был, но даже в титры не попал

Бандит в «Лохе — победителе воды»

Охотник в «Псах» (1989) — и новая встреча с Дмитрием Светозаровым

Эпизод в «Фонтане». «Вова (сценарист Владимир Вардунас, одноклассник Андрея — Ирхен) писал для меня роли в сценариях «Праздник Нептуна», «Фонтан». И ни на одну режиссер Мамин меня не взял, — говорил Краско. — В «Фонтане» для меня было пять ролей, в результате же я снимался там в какой-то массовке».

«Конь белый» (1993)

Вор-карманник в «Улицах разбитых фонарей». Андрей тогда работал на «Ленфильме»… шофером. И вот там начали снимать «Улицы»: «Ну я и давай внаглую к ним напрашиваться. Роль мне все-таки дали, но эпизодическую, кто же главную доверит шоферу! Но все же удача ко мне пришла».

«Блокпост» — первую большую роль в кино Краско доверил Александр Рогожкин. Со съемок этого фильма Краско увез с сбой сувенир — краповый берет: «Военные посчитали, что я заслужил право иметь этот берет».

«Агент национальной безопасности»«Я как-то позвонил своему приятелю-сценаристу, который писал «Агента», и попросил придумать для меня роль. Он не раз это для меня делал, но режиссеры (сценаристы же в кино ничего не смыслят!) брали других актеров. Но здесь режиссером был Дмитрий Светозаров, у которого я уже в нескольких картинах снимался. Так и появился мой герой. Поначалу была идея сделать «агента» героем-одиночкой. Но любому супермену все равно нужен напарник, который вовремя позвонит, появится в последний момент. И этим человеком стал я».

«Его персонаж Краснов — этакий русский Швейк. Не очень далекий, не очень сообразительный, даже местами придурковатый. Но в то же время добрый и преданный делу человек. — Раасказывает Светозаров. — И вот идут съемки первых серий этой картины. Андрей едет делать очередной эпизод. По дороге останавливается в небольшом ресторанчике. Заказывает еду. И пока он ждет официанта с подносом, из-за соседнего столика к нему чуть ли не строевым шагом подходит седовласый мужчина в штатском. Представляется генералом одной из спецслужб и начинает активно хвалить работу Андрея в этом фильме: «Вы прямо в точку попали. Ваш герой — ну просто вылитые наши сотрудники!» Краско очень удивился, не выдержал и спросил: «Скажите, и много у вас в спецслужбах таких обормотов?» На что получил мгновенный ответ: «Да 90 процентов!»

«Он приходил на площадку с огромной кучей газет, журналов, неразгаданными кроссвордами. Кроссворды разгадывал с огромной скоростью, как счетно-вычислительная машина. Постоянно носил баночки с лекарствами — страдал астмой. В его одежде всегда было множество карманов. Такой забавный персонаж… вот так мы и прожили почти семь лет — время, пока снимался «Агент национальной безопасности». — Михаил Пореченков.

«Бандитский Петербург»

Эпизод в «Брате»

«Сестры» (2001)

«Убойная сила-3»

«Олигарх» (2002) «Играть там должен был Андрей Панин. Он уже начал сниматься, но что-то у него по срокам не получалось. Павел Семенович Лунгин решил его заменить… Я в это время снимался у Ивана Дыховичного. У меня был последний съемочный день. Приехал в гостиницу, стал собирать вещи домой, раздумываю: то ли до поезда в номере посидеть, то ли по городу погулять. И тут звонок: «Андрюша, сиди в номере, никуда не уходи!» Приехала ассистент режиссера Таня, которую я знал еще раньше.

— Вытаскивай серьгу из уха, едем.

— Куда?

— К Лунгину.

Приехали. Лунгин ко мне приглядывается. И второй режиссер. Марат Башаров рядом ходит, шутит. Я подумал, что будет какой-то эпизод, потому как они уже две недели снимали картину. Мне дали сценарий. Прочитай, мол, и вечером позвони. Лунгин еще спросил, могу ли я освободиться для съемок. Прочитав, я понял, что предложенная мне роль следователя — одна из главных. Несколько удивился. Позвонил, сказал, что она мне нравится. Съездил в Питер, уладил там все дела, что-то перенес, что-то отменил. И начал сниматься…»

«Линии судьбы» (2003) » «Необычную роль, совершенно для меня неожиданную, предложил сыграть Дима Месхиев. Мы с ним уже делали пару работ, небольших, правда. Работать с ним интересно, он профессионал, а я вообще люблю профессионалов (личные качества для меня менее важны). Чтобы я стал «настоящим азербайджанцем», мои волосы, брови, ресницы выкрасили в черный цвет, и я два месяца ходил в таком виде».


«72 метра» (2004) Говорят, во время съемок к Краско, отдыхавшему с коллегами в кафе, подошел морской офицер и обратился: «Товарищ капитан первого ранга, мне очень нравятся фильмы с вашим участием, можно попросить автограф?»


 

 «АРРКЕСТРРР!!! «Прощание славянки!»

«Диверсант» (2004)

«Узкий мост»

«Брежнев» — Андрей сыграл парикмахера, брившего все политбюро

«Турецкий гамбит»

«У.Е»

С отцом в «Королевстве кривых». Андрей об отце как об актере:

«Мне очень нравятся некоторые его работы. Сейчас, в последнее время, к сожалению, не все спектакли смотрю. Не видел его Аракчеева в «Царственном мистике» и Меншикова в «Шуте Балакиревом». И бенефисный спектакль «Утоли моя печали». Зато в детстве по 24 раза ходил на спектакли, знал их наизусть. Папа — очень профессиональный актер. У него были замечательные работы. Одна из лучших, считаю, — «Играем Стриндберга» по Дюрренматту. И Кочкарев в «Женитьбе». А старые спектакли «Принц и нищий», «Продавец дождя»!.. Он хорош в фильме «Цветы календулы» Снежкина, хотя и в эпизоде снялся».


Колоритнейший мужик в трусах в «Питере FM»

«Сволочи» — фильм по повести Владимира Кунина вызвал весьма неоднозначную реакцию из-за своей тематики. Актеры, как бы там ни было, сыграли блестяще

«Про это кино мы договорились с Атанесяном  (режиссер Александр Атанесян — Ирхен) раньше. Мы с ним никогда не работали, и мне было интересно. Он дал мне сценарий, я его прочитал, мы поговорили про то, что я прочитал, про то, что мы хотим сделать, про то, кто будет партнером. Кажется, не бывает такого, чтобы все сошлось одно к одному — сюжет, герой, режиссер и партнер. А здесь сошлось!» 

«Я остаюсь» — последняя роль Краско

Сериал «Ликвидация» — на его съемках Андрея не стало — 48-летнего артиста подвело сердце. Уже отснятые сцены с его участием были удалены. Предназначавшуюся ему роль Филмы Полужида сыграл Сергей Маковецкий

Андрей в детстве босоногом. Краско родился в Ленинграде 10 августа 1957 года в  семье студента Ленинградского театрального института и будущего народного артиста России Ивана Ивановича Краско и школьной учительницы Киры Васильевны Петровой.

На театральных подмостках Андрей Иванович «дебютировал» в 2 года: во время спектакля, увидев на сцене отца, он спрыгнул с маминых коленей и побежал здороваться с папой) 

«Мы дружили, учились в одном классе, жили в одном доме. Однажды пошли на болото, оно было неподалеку от нашего дома, и ходить туда, конечно, запрещалось. Мы выпачкались, как поросята, и боялись, что от матерей попадет. Тогда я предложил Андрею: вставь в штаны фанерку. Мать шлепнет, а тебе не больно! Он так и сделал. Пришел домой, мама его действительно шлепнула. Почувствовала что-то жесткое — вытащила картонку и расхохоталась. Так вот ему удалось избежать наказания». — Одноклассник и друг — сценарист Владимир Вардунас.

Первая роль — Зайчик-))

И в юности прекрасной

Семья. С отцом Иваном Краско

Дети. У Андрея двое сыновей Ян (Иван) от второй официальной жены Мириам Александрович и Кирилл от гражданской супруги Маргариты Звонаревой. Есть также дочка Алиса от Каролины Поповой.

«Не хочу ничего сказать плохого про всех своих женщин — всегда считаю виноватым себя».

Просто Краско

«Я вообще такой человек, которого очень сложно загнать в какие-либо рамки. Я живу по своим правилам, а в армии все должны существовать по общим. У меня с этим всегда были нелады и до сих пор остаются. Скажем, я очень люблю курить. Всю жизнь этим занимаюсь, и это одно из последних удовольствий, которое у меня осталось в жизни. А курить разрешают не везде. Поэтому у меня даже в договоре написано, что в машине, которая доставляет меня на съемочную площадку, можно курить. Я внес этот пункт после того, как однажды в Краснодаре водитель мне этого не разрешил. Я просто вышел и попросил найти мне другую машину».

«У меня привычка практически сразу переходить на “ты”. Но если мне человек не нравится, то я его буду называть по имени-отчеству».

«Не могу ненавидеть тех, кто меня предал, — это их собачье дело. Просто эти люди становятся мне безразличны. Образно говоря, иду я, скажем, по берегу реки, и этот человек тонет: я, конечно, протяну руку и вытащу его, но помогать отжимать белье уже не буду. Я ценю искренние и естественные отношения. Зачастую люди носят маски, за которыми удобно прятаться, и вот, когда они бывают самими собой, — это самое ценное».

«Не люблю глупости человеческой. Иногда могу потерпеть недолго, если от глупого человека что-то зависит. А так, не буду с ним общаться, пошел в задницу. Не люблю еще всяких собраний, демонстраций и прочих скоплений народа. Мне всегда не нравилось находиться среди зрителей на стадионах или в больших залах. Там присутствует стадное чувство, а оно меня никак не привлекает. И официальные тусовки посещаю очень редко. Понимаю: для того, чтобы зарабатывать деньги, иметь приглашения и популярность, надо тусоваться, но я считаю: кому надо, тот и так меня найдет».

«Порой приходилось сниматься только из-за денег.  Да, купить квартиру, машину, дачу тоже хотелось… Но зачастую хотелось просто есть! К сожалению, как показывает опыт, деньги, которые ты за свою халтуру получил, впрок не идут. От этих денег тошно. Есть старая байка про Анатолия Папанова и знаменитого режиссера Иосифа Хейфица. Хейфиц увидел Анатолия Дмитриевича в каком-то ужасном фильме и поинтересовался: «Зачем же вы снялись в таком кино?» А тот ему ответил: «Понимаете, квартиру купил. Жена люстру хочет». Хейфиц до конца жизни мучился, вспоминая эту историю: шутил Папанов или правду сказал? Вот и я очень много снимался «за люстру»…

«Андрей слишком много работал. На все сил не хватало. Так и не успел организовать свой быт: купил участок — дом построил наполовину, приобрел машину — расплатился наполовину. Он вообще сделал только половину того, что мог». — Андрей Ургант.

С тезкой Андреем Паниным, тоже, увы, ныне покойным(((

Могила Краско в Комарове

А закончим мы, с вашего позволения, незабвенным монологом командира «Славянки» Геннадия Янычара о великом и могучем русском языке

Читайте также:

7 комментариев

  1. Аватар Ja:

    Отличный актёр, к сожалению таких мало, ужасно что загнал и угробил себя своими руками практически(

  2. Аватар Лика:

    Статья великолепная! С огромным удовольствием читаю ваши статьи в этом стиле. Вот недавно про Эдиту Пьеху тоже замечательная статья была! Со старыми фотографиями, душевными воспоминаниями… Большое спасибо за такие хорошие материалы! Пишите именно их побольше!

  3. Аватар amelia:

    прекрасный актер, жаль, что ушел в расцвете сил( 

  4. Аватар Настя Я:

    Один из немногих людей, в реальной жизни мне не знакомых, по кому я плакала после смерти, надеюсь, там, где он сейчас, ему намного лучше, чем  было на земле…

  5. Аватар July:

    Прекрасный актер! Очень жаль, что ушел рано, как только-только его актерский карьерный рост стал отлаживаться:(
     

  6. Аватар daya2:

    последний эпизод…..плакала…еще я сама из Севастополя,все что происходило тогда,Краско действительно сыграл гениально!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!Царствие  Небесное!!!Гениальный актер!

  7. Аватар Uma:

    странно, а почему вчера не было 500 эскимо? я ждала на пост о Уитни Хьюстон, которой 9.08.13 исполнилось бы 50 лет..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *